Учебная работа . Проблемы обеспечения энергетической безопасности РФ № 19483
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и основные принципы энергетической безопасности 5
1.2 Глобализация энергетической безопасности 9
Глава 2. Проблемы обеспечения энергетической безопасности РФ на
перспективу 12
2.1 Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности 12
2.2 Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их
реализации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Предмет — Экономика отрасли
Тип работы: Курсовая теория
Предмет: Экономика предприятия
Страниц: 27
Год написания: 2015
Проблема энергетической безопасности (энергетического благополучия) впервые была осознана в промышленно развитых странах с рыночной экономикой (ПРС) в 1973-74 гг., когда в результате известного Ближневосточного кризиса начала реализовываться тенденция к резкому сокращению экспорта нефти из этого региона в ПРС и к резкому росту цен на нефть. В условиях существенной (а для некоторых ПРС — критической) зависимости энерго-, особенно нефте-снабжения, этих стран от импорта нефти это привело к крупнейшему энергетическому кризису. Он был разрешен благодаря мерам, принятым на государственном и межгосударственном уровне, а также на уровне корпораций и бизнеса в целом. Среди этих мер — координация энергетической политики, в том числе в рамках Международного энергетического агентства; активная энергосберегающая политика; широкое вовлечение в энергобаланс собственных — альтернативных импортной нефти — энергоресурсов, включая атомную энергетику, нефть Аляски и Северного моря, нетрадиционные энергоресурсы, а также государственную поддержку угольной промышленности в ряде стран; диверсификация импорта углеводородного сырья за счет других экспортеров — Мексики, СССР, Африки, Юго-Восточной Азии; создание стратегических запасов нефти и т.д. В этот период сформировалось современное определение ЭнБ данное Мировым энергетическим советом (МИРЭС): «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях».
Для ПРС энергетический кризис 20 лет назад был связан лишь с проблемой поставок одного, правда, важнейшего энергоносителя — нефти, в условиях достаточно здоровой в целом экономической ситуации. В России сейчас глубокий кризис энергетики охватывает, во-первых, все ее сектора. Во-вторых, он протекает в условиях серьезнейшего общенационального политического, социального, экономического, идейного кризиса. В-третьих, в этом кризисе слились, в энергетическом преломлении, кризисно-стагнационные факторы предыдущего развития экономики и страны в целом и кризисно-революционные факторы краха старой социально-экономической системы и болезненного, противоречивого становления новой системы.
Стоимость: 600 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Проблема дискурса энергетической безопасности Европейского Союза
…..осылки каждой из них.
Либеральный дискурс энергетической безопасности главным образом концентрируется на экономической составляющей исследуемой проблемы. В целом необходимо отметить что основу данной парадигмы составляют ключевые идеи неолиберализма в частности открытый рынок и неограниченная конкуренция. Таким образом решение проблемы энергетической безопасности согласно логике либерального дискурса лежит в плоскости эффективного функционирования рыночных механизмов.
Первоочередной задачей в части обеспечения энергетической безопасности должно стать завершение формирования единого внутреннего рынка Европейского союза. В свою очередь открытие рынков и запуск механизма сравнительных преимуществ приведет к снижению цен на энергоносители и постепенной реализации основного принципа энергетической безопасности — «непрерывный доступ к энергетическим ресурсам по доступным ценам».
В основе отношений со странами-экспортерами также должны лежать принципы открытого рынка прозрачности честной конкуренции и верховенства права. Таким образом зависимость Европейского союза не воспринимается в качестве прямой угрозы а рассматривается сквозь призму взаимозависимости со странами-производителями энергетических ресурсов и через категорию взаимных выгод от торгово-экономических отношений. Постепенная либерализация отношений и конструирование общего рыночного пространства приведет к снижению взаимного недоверия и формированию устойчивого партнерства.
Логика либеральной парадигмы говорит о необходимости проведения рыночных реформ в странах-экспортерах и подчинения энергетического сектора рыночной логике. Проведение курса на поддержку политических и экономических реформ в странах-производителях является гарантией надежности такого поставщика в будущем.
В рамках либерального дискурса отношения со странами-экспортерами выстраиваются на основе равного партнерства однако не исключается и интеграция в различных областях политической и экономической жизни на базе общих ценностей .
Следуя логике либеральной парадигмы в ряде случаев можно говорить о формировании особых отношений со странами-экспортерами как о залоге обеспечения энергетической безопасности. Для такого качества отношений характерно выстраивание общих институтов дискуссионных площадок и диалогов в энергетической области.
В научной литературе встречается выделение в рамках либеральной парадигмы непосредственно либерального и интеграционного дискурсов. Однако несмотря на ряд отличий данные дискурсы имеют в своей основе схожую организацию и чаще всего употребляются без каких-либо логических разграничений. Для нашего исследования подобная детализация не является значимой ввиду того что нас интересует прежде всего доминирующее в рамках существующего дискурс-строя направление в решении проблемы энергетической безопасности Европейского союза. Именно поэтому мы будем рассматривать характерные для интеграционного и либерального подходов особенности в рамках единого дискурсивного комплекса.
Геополитический комплекс воплощает в себе совсем иной подход к энергетической безопасности нежели представленный выше либеральный дискурс. Если последний делает акцент на взаимной экономической выгоде для каждой из сторон в процессе торговли энергетическими ресурсами взаимозависимости и партнерстве геополитический дискурс обращается к властной подоплеке отношений Европейского союза со странами-экспортерами.
Зависимость от импорта энергетических ресурсов представляет собой непосредственную угрозу так как дает возможность странам-экспортерам использовать сложившуюся ситуацию в политических целях. Именно поэтому отношения с поставщиками согласно логике геополитического дискурса должны лежать в плоскости безопасности.
Таким образом воз»