Дисциплина. Логика
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Логика в системе наук и предмет её исследования 5
Задача №1 Дайте полную логическую характеристику понятиям: логика, шофёр, стадион 9
Задача №2 Определить вид отношений между понятиями и изобретениями с помощью кругов Эйлера: Спутник, естественный спутник земли, луна. 9
Задача №3 Обобщите и ограничьте понятия гроза, смех, виноград 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Год сдачи: 2014
Освоение проблем формальной логики, в первую очередь, требует глубокого понимания ее объекта и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности правоведов и экономистов. Абстрактное мышление как объект логики Человек, обладая сознанием, отражает действительность и получает знания о природе, обществе самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Есть знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: «Я ощущаю, что на улице холодно, или «Я слышу какой-то звук», отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся прежде всего те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта («Это воспоминание для меня неприятно»). Путем чувственного отражения, которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.
Контрольная работа. Логика в системе наук и предмет её исследования № 15435
Цена 300 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов
…..альные образы и образования
наполняющие наше сознание при их логическом анализе должны быть выражены в
языке иначе их невозможно ни зафиксировать для себя ни передать другим. Язык
— материальный носитель мысли. Когда мы произносим пишем или слышим
предложения и высказывания мы прежде всего обмениваемся с другими тем что
находится у нас в голове. Язык — посредник в обмене мыслями. Однако уже давно
было замечено что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений
с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения
что-то утрачивается а что-то наоборот добавляется. Именно поэтому иногда
какую-нибудь идею или образ точнее передает скажем художник картиной или
балерина танцем. В этом смысле говорят о других неречевых языках относя к
ним помимо жестов и изображений даже чертежи и цвета светофора а также
множество иных сигналов и знаков… Слова
часто имеют шатко определенные смысловые границы к тому же еще и зависящие от
предметной области.
Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В
каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение оно должно
соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном
случае понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем
приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы
однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному
единственному предмету явлению свойству признаку если бы абсолютно для
каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие то тогда не существовало
бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.
В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее
то что логика оперирует не словами она превращает слова в понятия.
1.
Понятие в логике
1.1. Сущность понятия в логике
Итак как стало понятно из вышесказанного понятие
отличается от слов обыденных представлений об определениях. Чтобы
охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между
понятием и всем остальным.
Первое что отличает понятие от слова или выражения — это
однозначность четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенные
смысловые границы к тому же еще и зависящие от предметной области. Многие
слова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со
словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное
значение оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу
предметов. В противном случае понятие не сможет выполнить свои логические
функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении
важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только
одному единственному предмету явлению свойству признаку если бы абсолютно
для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие то тогда не
существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий
смысл.
Понятия потому и необходимы что они сокращают нашу речь а
стало быть и мышление. Они полезны тем что охватывают множество однородных
предметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданы
определенно. В них нельзя включать то что к делу не относится. Только тогда
когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно можно
говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур
разработанных в логике.
Обозначение предметов требует выделения в них каких-то
определенных признаков которых вообще говоря в любой вещи бесконечно много.
Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны.»