Дисциплина. Медицина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.РАХИТ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ 5
1.1.Этиология рахита у детей 6
1.2.Патогенез 8
1.3.Клиническая картина 11
1.4.Диагностика рахита у детей 16
1.5.Лечение 18
1.6.Прогноз при рахите у детей 22
ГЛАВА 2.ПРОФИЛАКТИКА РАХИТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 23
2.1.Материалы и методы 23
2.2.Анализ мероприятий по профилактике рахита у детей раннего возраст 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Страниц: 35
Год написания: 2015
Полиэтиологичное обменное заболевание,
обусловленное несоответствием между высокой потребностью растущего организма в солях фосфора и кальция и недостаточностью систем, обеспечивающих их транспорт и включение в метаболизм.
Рахит характеризуется костными нарушениями, вызванными недостаточной минерализацией остеоида .
У детей старше 1 года подобное состояние называют остеомаляцией и остеопорозом. Истинная распространённость рахита
неизвестна, у многих детей выявляют те или
иные остаточные явления этого заболевания:
-аномалии прикуса и роста зубов;
-деформации черепа, грудной клетки, нижних конечностей.
Причины рахита. Патогенез.
Впервые рахит был подробно описан в XVII веке в Англии. Хотя в то время причина его развития была неизвестна, было замечено, что возникновению заболевания способствует недостаток инсоляции. В 30-е гг. XX века был открыт витамин D. В течение последующих 60 лет считали, что ведущая причина рахита — дефицит витамина D.
В настоящее время считают, что ведущая причина развития рахита — дефицит фосфатов и солей кальция, причём гипофосфатемия имеет большее значение и встречается чаще, чем гипокальциемия.
Основные причины дефицита фосфатов и солей кальция у детей раннего возраста:
-Недоношенность (наиболее интенсивное поступление кальция и фосфора к плоду происходит в последние месяцы беременности).
-Недостаточное поступление кальция и фосфора с пищей вследствие неправильного вскармливания.
-Повышенная потребность в минералах в условиях интенсивного роста (рахит — болезнь растущего организма).
-Нарушение транспорта фосфора и кальция в ЖКТ, почках, костях из-за незрелости ферментных систем или патологии этих органов.
-Неблагоприятная экологическая обстановка (накопление в организме солей свинца, хрома, стронция, дефицит магния, железа).
-Наследственная предрасположенность (например, более склонны к развитию рахита и переносят его тяжелее мальчики, дети со смуглой кожей и группой крови А(II), тогда как дети с 0(I) группой крови болеют рахитом реже).
-Эндокринные нарушения (нарушение функций паращитовидных и щитовидной желез).
-Экзо- или эндогенный дефицит витамина D.
Клиническая картина рахита
Начальный период
Первые признаки заболевания возникают обычно на 2-3-м месяце жизни. Изменяется поведение ребёнка: появляются беспокойство, пугливость, повышенная возбудимость, вздрагивания при внешних раздражителях .
Сон становится поверхностным и тревожным. Усиливается потоотделение, особенно на коже волосистой части головы , отмечают стойкий красный дермографизм. Пот имеет кислый запах и раздражает кожу, вызывая зуд.
Физиологический гипертонус мышц, характерный для этого возраста, сменяется мышечной гипотонией. Появляется податливость швов черепа и краёв большого родничка, намечаются утолщения на рёбрах в местах рёберно-хрящевых сочленений («рахитические чётки»).
Период разгара
Период разгара приходится чаще всего на конец первого полугодия жизни и характеризуется ещё более значительными расстройствами со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Процессы остеомаляции, особенно ярко выраженные при остром течении рахита, приводят к размягчению плоских костей черепа (краниотабес) с последующим, часто односторонним уплощением затылка. Возникают податливость и деформация грудной клетки с вдавлением в нижней трети грудины («грудь сапожника) или её выбухание («куриная» или
«килевидная» грудь).
Характерно О-образное искривление длинных трубчатых костей. Формируется суженный плоскорахитический таз. В результате выраженного размягчения рёбер возникает углубление по линии прикрепления диафрагмы (харрисонова борозда).
Период реконвалесценции
Для этого периода характерны улучшение самочувствия и состояния ребёнка.
Улучшаются или нормализуются статические функции.
Период остаточных явлений Нормализация биохимических показателей и исчезновение симптомов активного рахита
свидетельствуют о переходе заболевания из
активной фазы в неактивную — период остаточных явлений. Признаки перенесённого рахита (остаточные деформации скелета и мышечная гипотония) могут длительно сохраняться.
Диагностика рахита
-Диагноз ставят на основании клинической картины и подтверждают биохимическим анализом крови (определение концентрации фосфора, кальция и активности щелочной фосфатазы). Динамика и соотношение этих показателей позволяют уточнить период заболевания. Концентрация фосфора при рахите может снижаться до 0,65 ммоль/л (норма у детей до 1 года 1,3-2,3 ммоль/л), концентрация кальция составляет 2-2,3 ммоль/л (норма 2,5-2,7 ммоль/л). Активность щелочной фосфатазы повышается.
-Для рахита характерны изменения на рентгенограммах костей: в метафизарной зоне увеличивается щель между эпифизом и диафизом; эпифиз приобретает блюдцеобразную форму, ядра окостенения выявляются неотчётливо, зоны предварительного обызвествления размытые и нечёткие, остеопороз.
Профилактика
Профилактика рахита, особенно важна, так как это заболевание легко возникает у детей и не так уж редко, плохо поддаваясь лечению, оставляет тяжелые остаточные явления, отрицательно сказывающиеся на течении всей последующей их жизни.
Профилактика рахита до рождения ребенка:
-Сводится к мероприятиям, обеспечивающие нормальное течение беременности у женщины и, следовательно, правильное внутриутробное развитие плода.
-Будущая мать не должна находиться в условиях гиповитаминоза D и ультрафиолетового голодания.
-Задачами женской консультации, наблюдающей за беременными, являются: строго следить за соблюдением законов об охране труда предприятиями и учреждениями, где они работают; систематически проводимыми беседами и другими санитарно- просветительными мероприятиями консультация должна научить будущих матерей соблюдать личную гигиену и правильный режим жизни, правильно питаться.
-Пища беременной должна обеспечивать достаточное количество минеральных начал, вводимых с овощами, фруктами, и витаминов.
-Обязательно вести правильный образ жизни, систематически в любое время года бывать на свежем воздухе, а в летнее время принимать воздушные ванны вне помещения.
-Профилактика недонашивания.
-Санация хронических очагов инфекции.
-Во второй половине беременности проводят курс общих облучений ртутно- кварцевой лампой, особенно если значительная часть беременности протекает в осенне-зимний период или если женщина живет в условиях Крайнего Севера с долгой полярной ночью.
-Назначается вит Д, по 500 МЕ, или рыбий жир по 1-2 столовые ложки в день.
Профилактика рахита после рождения ребенка
-Проводится систематически, начиная с первых дней жизни.
Неспецифическая профилактика:
-Правильное грудное вскармливание.
-Своевременное введение прикорма.
-Правильный режим дня.
-Широко используют воздушные и солнечные ванны, сочетаемые с водными процедурами — обтираниями и обливаниями, дозируемыми в зависимости от возраста ребенка.
Специфическая профилактика:
-Назначения вит Д, с профилактической целью назначают сначала по 500-800 ME в день, с 2 месяцев — по 1000-2000 ME;
-Рыбий жир можно назначать детям с 2 месяцев жизни, сперва каплями, а с 3-4 месяцев по 0,5-1 чайной ложке 1-2 раза в день, К концу первого года количество рыбьего жира может быть доведено до 2-3 чайных ложек в день; дети 3 лет могут получать невитаминизированный рыбий жир в количестве 2 десертных ложек в день (600-900 ME витамина D) или 1-2 десертные ложки в день витаминизированного рыбьего жира (2000-4000 ME), в зависимости от показаний.
-УФ – облучение ртутно-кварцевой лампой.
Курсовая работа. Профилактика рахита у детей раннего возраста № 16149
Цена 600 руб.
Выдержка из подобной работы:
….
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
…..
3. Физические упражнения как главное средство предупреждения
плоскостопия у детей дошкольного возраста
Глава 2. Содержание практической работы по профилактике
плоскостопия в старшей группе д/с «Теремок» г.Уреня Нижегородской области.
1. Диагностика состояния стопы у детей в старшей группе д/с «Теремок»
г. Уреня Нижегородской области
2. Содержание педагогической деятельности по профилактике и коррекции
плоскостопия в старшей группе д/с «Теремок» г. Уреня Нижегородской области
Заключение
Библиография
Приложение
Глава 1. Теоретические
подходы к проблеме формирования свода стопы у детей дошкольного возраста
1.
Значение и необходимость формирования правильного свода стопы у детей
дошкольного возраста
Стопа является
дистальным сегментом нижней конечности при стоянии и ходьбе
выполняет опорную или толчковую рессорную балансировочную функцию.
В обеспечении рессорной
функции кроме стопы участвуют суставы подвздошно – крестцовые сочленения
позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных
структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы.
Например при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз
которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию
позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально
целесообразное анатомо – физиологическое строение и от её состояния зависят
плавность лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.
Нормальная здоровая
стопа имеет один поперечный и два продольных свода. Поперечный свод стопы
образован тремя клиновидными костями кубовидной костью и основаниями плюсневых
костей которые принимают участие в образовании свода стопы его выпуклая часть
обращена кверху вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной
поверхности 1 – й плюсневой кости.Продольные своды. Внутренний
свод образован таранной ладьевидной тремя клиновидными и первыми тремя
плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до
подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости. Высота свода составляет 5 – 7
см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.
Наружный
свод образован пяточной кубовидной и двумя
Наружными плюсневыми
костями. Расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и 5 –й
плюсневой кости. Высота свода около 2 см. наружный продольный свод стопы
выполняет опорную функцию.
Стопу образуют кости
мелкие суставы и мышечно — связочный аппарат. Основными мышцами формирующими
свод стопы являются передняя и задняя большеберцовые мышцы общий сгибатель
пальцев и длинный сгибатель большого пальца.
Возрастные особенности
детской стопы по сравнению со взрослой стопой.
1.
Стопа
более короткая.
2.
В
пяточной области стопа сужена.
3.
Пальцы
расходятся
4.
На
подошве сильно развита подошвенная клетчатка заполняющая внутренний свод
стопы.
5.
Объём
движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного
аппарата. В и.п. стоя разгибание стопы составляет 15 – 25 градусов сгибание –
45 – 50 градусов отведение и приведение – по 12 градусов пронация и
супинация в пределах 13 градусов.
У детей особенно
новорождённых отмечается большая подвижность в стороны тыльной п»